Владислав Старевич
"Ночь перед Рождеством " 1913 год
"Ночь перед Рождеством " 1913 год
Задумав экранизацию гоголевских произведений, Ханжонков поручил дело талантливому режиссеру, но в большей степени гениальному изобретателю и магу анимации В. Старевичу. В своем выборе Ханжонков не ошибся. Успех ранних гоголевских экранизаций во многом был связан с изобретательностью Старевича и его успешным опытом в области объемной мультипликации, который заключался не только в техническом мастерстве и придуманных режиссером трюках, но и в новых художественно-эстетических подходах, иной кинопоэтике, присутствующей в фильмах Старевича и отличающей их от существовавших в то время трюковых лент или экранизаций-иллюстраций. Он был одним из первых кинорежиссеров, сумевших найти и разработать способы воплощения пародийно-гротесковых образов киносредствами, основанными не только на технических трюках, но и на интонационно-психологической игре, он нащупал возможности перехода из области чистой кинематографической зрелищности в область психологического кино.
Фильмы Старевича «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть» нельзя назвать в полном смысле этого слова анимационными экранизациями произведений Гоголя: анимация использовалась частично. Старевич применил способ комбинированной съёмки, совместив в одном кадре игру реального актера с рисованными и объемными персонажами. В ленте «Ночь перед Рождеством» он средствами мультипликации решил эпизод, в котором черт в исполнении И. Мозжухина превращался в рисованный силуэт, а затем в кукольный образ и, уменьшаясь в размерах, помещался в карман кузнеца Вакулы. Несмотря на условность и даже примитивность мультипликационного изображения, плавная трансформация образа реального актера в условный графический образ получалась благодаря частичной обработке изображения на самой пленке. В фильме «Страшная месть» Старевич использовал кукольные образы, совмещая их с рисованными персонажами и реальными декорациями. Это было достигнуто благодаря использованию метода покадровой съемки.
Успех гоголевских экранизаций был связан и с игрой талантливого актера И. Мозжухина, пришедшего в кинематограф из театра и великолепно владевшего навыками сценического мастерства. При всей вычурности поз и театральности жестов, игра Мозжухина была органичной в сказочно-фантастической стихии, где свободно и естественно чувствовал себя и Старевич. Сопоставление анимационных эпизодов с игровыми частями фильма представлялось органичным благодаря наличию «театральности», определенной гротесковой условности в игре актёров. Однако в других фильмах того периода «театральность» в игре актеров была вычурной, лишающей их игру достоверности и естественности. В постановках Старевича наличие элементов «театральности» воспринималось как своеобразный художественно-эстетический прием, который обеспечил коммерческий успех фильму и стал основой для развития поэтики мультипликационного искусства.
Это первая известная экранизация «Ночи перед Рождеством», сохранившая букву и дух литературного первоисточника.
Из отзывов современников:
Из рецензии журнала «Кино-театр и жизнь» (1913, № 2):
"«Ночь перед Рождеством» (по Гоголю) — очень хорошо инсценированная и разыгранная кинопьеса, однако, не лишенная недостатков там, где фигурируют народные группы. Из всех артистов, вообще хорошо выполнивших свои роли, нельзя не отметить перед другими грим и игру г. Мозжухина в роли чёрта. Малоудачны фантастические картины полёта Солохи на метле и Вакулы на чёрте, однако эффектный трюк с уменьшением чёрта удался в совершенстве. Картина будет иметь успех в России как живая иллюстрация к литературному произведению, знакомому всей русской публике."
Из рецензии журнала «Кинема» (1913, № 1):
«В этой картине помимо великолепной игры Мозжухина (чёрт) отметим мастерски проведенные трюки — реализацию смелой фантазии автора».
Из рецензии на фильм из журнала «Вестник кинематографии» (1913, № 24):
«Некоторые сцены, как, например, сцена у Солохи, встреча Головы, вытащенного из мешка Чубом, обед Пацюка и многие другие блещут чисто гоголевским юмором и проходят под непрерывный хохот публики… Поставлена картина превосходно, не забыты самые малейшие детали, создающие обстановку украинской жизни. Все роли проведены превосходно».
СТАРЕВИЧ, Владислав (1882-1965). Родился в Вильнюсе. Режиссер, художник, оператор, сценарист. Известный русский кинематографист-новатор, впервые использовавший в своих фильмах объемную и графическую анимацию, а также кукольную анимацию вместе с игрой актера. Автор методики съемки движущейся камерой, трюковых и комбинированных съемок. Первый российский режиссер, получивший мировое признание - за свой фильм «Страшная месть» (1913) был награжден золотой медалью на конкурсе фильмов, прошедшем в рамках Всемирной выставки в Милане. С 1919 жил в Париже, где занимался в основном объемной мультипликацией. Автор более 100 фильмов, среди которых «Месть кинематографического оператора», «Авиационная неделя насекомых», «Веселые сценки из жизни животных», «Путешествие на Луну», «Прекрасная Люканида» (1912), «Рождество у обитателей леса», «Стрекоза и муравей», «Ночь перед Рождеством» (1913), «Снегурочка» (1914), «Портрет» (1915), «Голос соловья» (1923), «Маленький парад» (1930), «Роман Лиса» (1930-1941), «Северная карусель» (1958) и другие.
Новый саундтрек к фильму написан и исполнен группой Messer Chups, в рамках проекта "Великий Немой".
Олег Гитаркин (Messer Chups): «В фильме "Ночь перед Рождеством", музыку для которого мы сейчас пишем, очень смешной чертик. Вообще-то мне ранние фильмы не очень нравятся - даже хорроры. Не знаю почему, но кинокартины начала прошлого века не вызывают у меня никакого душевного трепета. Все это можно назвать посторонней для меня темой. Хотя какие темы для меня не посторонние? Я же сам не снимаю кино. А вот музыка у меня весьма кинематографическая. Мне кажется, ею можно озвучивать и комедии, и ужастики, и научную фантастику. И ненаучную тоже».
Фильмы Старевича «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть» нельзя назвать в полном смысле этого слова анимационными экранизациями произведений Гоголя: анимация использовалась частично. Старевич применил способ комбинированной съёмки, совместив в одном кадре игру реального актера с рисованными и объемными персонажами. В ленте «Ночь перед Рождеством» он средствами мультипликации решил эпизод, в котором черт в исполнении И. Мозжухина превращался в рисованный силуэт, а затем в кукольный образ и, уменьшаясь в размерах, помещался в карман кузнеца Вакулы. Несмотря на условность и даже примитивность мультипликационного изображения, плавная трансформация образа реального актера в условный графический образ получалась благодаря частичной обработке изображения на самой пленке. В фильме «Страшная месть» Старевич использовал кукольные образы, совмещая их с рисованными персонажами и реальными декорациями. Это было достигнуто благодаря использованию метода покадровой съемки.
Успех гоголевских экранизаций был связан и с игрой талантливого актера И. Мозжухина, пришедшего в кинематограф из театра и великолепно владевшего навыками сценического мастерства. При всей вычурности поз и театральности жестов, игра Мозжухина была органичной в сказочно-фантастической стихии, где свободно и естественно чувствовал себя и Старевич. Сопоставление анимационных эпизодов с игровыми частями фильма представлялось органичным благодаря наличию «театральности», определенной гротесковой условности в игре актёров. Однако в других фильмах того периода «театральность» в игре актеров была вычурной, лишающей их игру достоверности и естественности. В постановках Старевича наличие элементов «театральности» воспринималось как своеобразный художественно-эстетический прием, который обеспечил коммерческий успех фильму и стал основой для развития поэтики мультипликационного искусства.
Это первая известная экранизация «Ночи перед Рождеством», сохранившая букву и дух литературного первоисточника.
Из отзывов современников:
Из рецензии журнала «Кино-театр и жизнь» (1913, № 2):
"«Ночь перед Рождеством» (по Гоголю) — очень хорошо инсценированная и разыгранная кинопьеса, однако, не лишенная недостатков там, где фигурируют народные группы. Из всех артистов, вообще хорошо выполнивших свои роли, нельзя не отметить перед другими грим и игру г. Мозжухина в роли чёрта. Малоудачны фантастические картины полёта Солохи на метле и Вакулы на чёрте, однако эффектный трюк с уменьшением чёрта удался в совершенстве. Картина будет иметь успех в России как живая иллюстрация к литературному произведению, знакомому всей русской публике."
Из рецензии журнала «Кинема» (1913, № 1):
«В этой картине помимо великолепной игры Мозжухина (чёрт) отметим мастерски проведенные трюки — реализацию смелой фантазии автора».
Из рецензии на фильм из журнала «Вестник кинематографии» (1913, № 24):
«Некоторые сцены, как, например, сцена у Солохи, встреча Головы, вытащенного из мешка Чубом, обед Пацюка и многие другие блещут чисто гоголевским юмором и проходят под непрерывный хохот публики… Поставлена картина превосходно, не забыты самые малейшие детали, создающие обстановку украинской жизни. Все роли проведены превосходно».
СТАРЕВИЧ, Владислав (1882-1965). Родился в Вильнюсе. Режиссер, художник, оператор, сценарист. Известный русский кинематографист-новатор, впервые использовавший в своих фильмах объемную и графическую анимацию, а также кукольную анимацию вместе с игрой актера. Автор методики съемки движущейся камерой, трюковых и комбинированных съемок. Первый российский режиссер, получивший мировое признание - за свой фильм «Страшная месть» (1913) был награжден золотой медалью на конкурсе фильмов, прошедшем в рамках Всемирной выставки в Милане. С 1919 жил в Париже, где занимался в основном объемной мультипликацией. Автор более 100 фильмов, среди которых «Месть кинематографического оператора», «Авиационная неделя насекомых», «Веселые сценки из жизни животных», «Путешествие на Луну», «Прекрасная Люканида» (1912), «Рождество у обитателей леса», «Стрекоза и муравей», «Ночь перед Рождеством» (1913), «Снегурочка» (1914), «Портрет» (1915), «Голос соловья» (1923), «Маленький парад» (1930), «Роман Лиса» (1930-1941), «Северная карусель» (1958) и другие.
Новый саундтрек к фильму написан и исполнен группой Messer Chups, в рамках проекта "Великий Немой".
Олег Гитаркин (Messer Chups): «В фильме "Ночь перед Рождеством", музыку для которого мы сейчас пишем, очень смешной чертик. Вообще-то мне ранние фильмы не очень нравятся - даже хорроры. Не знаю почему, но кинокартины начала прошлого века не вызывают у меня никакого душевного трепета. Все это можно назвать посторонней для меня темой. Хотя какие темы для меня не посторонние? Я же сам не снимаю кино. А вот музыка у меня весьма кинематографическая. Мне кажется, ею можно озвучивать и комедии, и ужастики, и научную фантастику. И ненаучную тоже».
Режиссер: Владислав Старевич
В ролях: Ольга Оболенская, Лидия Триденская, Александр Херувимов, Павел Кнорр, Иван Мозжухин, Прасковья Максимова
Video: XviD, 640 х 480 (4:3), 25.000 fps, 1188 Kbps
Audio: MPEG-1 Layer 3, 48000 Hz, Joint Stereo, 128 Kbps
Продолжительность: 00:36:58
Размер: 360 МБ
Качество среднее
В архиве содержится информация для восстановления
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.